Эта страница для дидактических материалов по русскому языку и литературе. Здесь вы найдёте различный раздаточный материал к урокам, карточки, тесты.
Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.
Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.
Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».
Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.
Write a comment
prascovia27 (Sunday, 29 September 2013 16:44)
Спасибо за интересные материалы! Несколько лет слежу за новинками на Вашем сайте и восхищаюсь Вашим умением идти в ногу с временем, а иногда и опережая его!
светлана (Monday, 30 September 2013 12:47)
Уважаемая Инесса Николаевна! Очень часто обращаюсь к вашим разработкам. Выражаю вам БЛАГОДАРНОСТЬ,наверно,не только от себя, но и от многих учителей, которые впервые к вам зайдут!Только мы, учителя, знаем, какой титанический труд вы проделываете, сколько времени тратите, разрабатывая такие изумительные уроки! Огромное вам СПАСИБО, что делитесь своими наработками с нами!!!! ! Дай Бог вам здоровья, терпения, удачи в семье, благодарных родителей и учеников, ценящую вас администрацию!!!
Лада Барадулина (Sunday, 25 May 2014 18:12)
Инесса Николаевна. спасибо большое за радушие и щедрость.Ваш материал -копилка и показатель мастерства. Дальнейших Вам успехов.
Наталья (Tuesday, 26 August 2014 14:02)
Инесса Николаевна! Вы очень талантливый и неутомимый творческий человек. Настоящий Учитель!Спасибо! Успехов, новых проектов, благодарных учеников.
фарида (Saturday, 08 November 2014 18:29)
Не перестаю Вами восхищаться . Какая Вы молодец!Сколько в Вас энтузиазма.Спасибо за то, что Вы делаете.Да не оскудеет рука дающего.
ВЕРА (Monday, 09 March 2015 17:16)
Огромное спасибо за помощь при подготовке к урокам. Вашим дидактическим материалом дважды пользовалась. Очень хорошая подборка для повторения. СПАСИБО!!!
КОНСТАНТИН (Monday, 02 November 2015 03:01)
огромное спасибо,карточки-задания великолепны!Вам здоровья и творческого долголетия
Плотникова А.В. (Friday, 28 October 2016 23:44)
Инесса Николаевна, спасибо за интереснейший материал. Вы талантливый педагог, который бескорыстно дарит своё "детище", которое от Вас не уйдёт, а для остальных как божья благодать. Спасибо!!!!!!!!!!!!! Плотникова А.В.
Потехина Лада Львовна (Sunday, 30 October 2016 18:31)
Уважаемая Инесса Николаевна! Позвольте выразить Вам своё восхищение и огромную благодарность за Ваш титанический труд! Уже не первый год слежу за Вашими материалами и всегда нахожу что-то новое и интересное. Спасибо Вам, что делитесь своими материалами. Здоровья Вам и больших успехов в нашем нелёгком труде.
тамара (Saturday, 10 December 2016 17:13)
Инесса Николаевна! Представленная Вами работа - это трудовой подвиг!!! Огромное спасибо. С наступающим Новым годом!! Здоровья и энергии Вам!
Элеонора (Friday, 10 February 2017 13:59)
Уважаемая Инесса Николаевна! Огромное спасибо за помощь! Желаю дальнейшего процветания и всех земных благ
Ольга (Wednesday, 01 November 2017 19:53)
Инесса Николаевна! Спасибо за карточки! Для меня-это помощь!
Людмила Колмакова (Saturday, 13 January 2018 10:09)
Скачала карточки! Это такая помощь и экономия времени,очень благодарна Вам за труд, большое спасибо!!!
Макаревич Татьяна Викторовна (Wednesday, 31 January 2018 17:37)
Спасибо за Ваш труд! Хорошее подспорье в работе!
ВРЯ (Wednesday, 21 March 2018 19:18)
Скачала карточки! Очень благодарна Вам за труд, большое спасибо!!!
Лидия (Monday, 09 July 2018 08:49)
Инесса Николаевна, спасибо за карточки. Здоровья Вам, успехов в вашем творческом созидательном труде. Всех благ!
камила (Sunday, 12 August 2018 16:06)
Большая вам спасибо за вашу чудесных материалов!
Ирина (Saturday, 18 August 2018 12:56)
Спасибо.
Алия (Saturday, 20 October 2018 16:56)
спасибо за полезный материал
Виктория (Saturday, 03 November 2018 07:43)
Уважаемая Инесса Николаевна, спасибо огромное Вам а предоставленные материалы. Очень часто использую Ваши разработки на своих уроках: они ёмкие, содержательные, интересные. Никакого словотворчества, всё кратко, логично, последовательно, а главное понятно для детей. Успехов Вам!
Елена (Wednesday, 28 November 2018 12:25)
Инесса Николаевна, спасибо Вам бесконечное. Даже неудобно: скачиваю все подряд, не могу остановиться, потому что все добротно, качественно, оригинально и серьезно. Еще раз спасибо.
Елена (Sunday, 09 December 2018 20:18)
Уважаемая Инесса Николаевна! Огромное человеческое спасибо за возможность использовать Ваши наработки!!!!! Так не хватает времени для разработки материала, а Вы совершенно бескорыстно делитесь им! СПАСИБО!
Дилрабо (Wednesday, 28 October 2020 17:25)
Инесса Николаевна, большое вам спасибо. Здоровья вам и долгих лет жизни.
Оксана (Sunday, 24 July 2022 10:25)
Инесса Николаевна, огромное Вам спасибо за предоставленные материалы. Это титанический труд. Очень грамотный, талантливый подход виден в каждом задании. Спасибо!!!