А. Н. Островский. Материалы к урокам в 10 классе

Система уроков по творчеству А. Н. Островского

  1. "Колумб Замоскворечья" (Биография писателя)
  2. Жители города Калинова (2 часа)
  3. Проблема конфликта в "Грозе"
  4. Сильный или слабый характер Катерины (2 часа)

Изучение биографии А. Н. Островского

1 урок - "Колумб Замоскоречья". Архив включает презентацию и видеоролик, который можно посмотреть чуть ниже.

Перед просмотром биографического ролика предлагаются вопросы:

  1. Почему Малый театр называют «Домом Островского»?
  2. Сколько пьес отдал он театру?
  3. Что представляло собой Замоскворечье во времена Островского?
  4. Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?
  5. Где родился будущий писатель? Кем был его отец?

Изучение драмы А. Н. Островского "Гроза"

2 урок. Жестокие нравы города Калинова (презентация)

Этот урок знакомит с жителями города Калинова: Диким, Кабановой, Тихоном, Борисом, Варварой, Кудряшом, даёт представление о социальном конфликте драмы. Презентация включает ролик "История сознания "Грозы".


Download
Проблема конфликта в драме "Гроза" (презентация)
На данном уроке рассматривается внутренний конфликт Катерины. В архиве вы найдёте индивидуальные карточки к уроку и презентацию.
4 урок конфликт.zip
Compressed Archive in ZIP Format 3.3 MB

Познакомьтесь с групповой работой на уроке литературы в 10 классе по драме "Гроза". Каждая группа должна была подготовить ответ, опираясь на вопросы, рассказать об одном из действующих лиц пьесы.

Сильный или слабый характер Катерины>>

Презентация включает несколько аудио-файлов: 3 монолога Катерины, финал трагедии. Это урок-практикум, на котором анализируется содержание монологов Катерины. Слайды содержат аудио и вопросы к ним. По ходу урока выделяются качества характера героини. Также на уроке используется исследовательские метод, наблюдения над текстом, эвристическая беседа.


Тесты

Сочинение ученицы

Предлагаю вашему вниманию сочинение ученицы, когда-то лет 10 назад опубликованное в каком-то журнале. Я его переписала и с тех пор давала учащимся для рецензии.

"Катерина - отнюдь не луч света в тёмном царсте. Почему? Потому что "лучи света" не гуляют тёмной ночью от своих мужей. У Катерины был ключ от калитки и все условия гульнуть от мужа. Настоящий "луч света" выбросил бы заветный ключик в воду. Но Катерина так не сделала. Добролюбов считает характер Катерины оптимальным для женщины. Я так не считаю. Может, в 19 веке этот характер и был бы идеальным, но не сейчас.

Катерина - избалованная, ленивая женщина. Мама никогда не заставляла её работать, одевала, как куклу, не заставляла учиться. В общем, жила девушка как у Христа за пазухой.  И вдруг её выдали замуж. И свекровь, вот вредная, работать заставляет, гулять от мужа не даёт. Вы представляете, какая каторга? И неудивительно, что Катерине свет не мил стал. И рядовая семья Кабановых стала для неё тёмным царством. Кабаниха, конечно, была для Катерины извергом. А на самом деле? У Кабанихи твёрдый характер. Она говорит человеку всё, что думает о нём. И говорит в глаза. В наше время она была бы хорошим руководителем какого-нибудь предприятия. Кабаниха - портрет хорошего, трудолюбивого помещика тех времён. Не она ли приказывала сыну, чтобы тот взял с Катерины клятву не гулять по мужикам? А он Катерине верил. А та, не успел муж от дома отъехать, сразу пошла к Борису. Понятно, что остальным с Кабанихой трудно. А уж что касается "луча света в тёмном царстве", то он просто должен повеситься. Но Катерина утопилась. В наше время считается, что самоубийца - человек слабохарактерный. Таким людям нужна помощь психиатра. Добролюбов говорит, что смерть Катерины - это протест против нравов "тёмного царства". Таких протестующих на свете много. Но ни один из них ещё ничего не доказал. Катерина умерла. Бориса сослали. Любящий Катерину и готовый простить ей всё Кабанов потерял единственную любовь. Кабанова сказала: "Ну и слава Богу, от стыда избавились". Мир пополнился ещё одной сплетней. Бесспорно, положительным в Катерине является то, что она хорошо молится... А другая девушка, например, хорошо танцует, что так же бесполезно. И что, теперь за это их медалями обвешать? и возносить до небес?

Для Катерины гораздо эффективнее было бы меньше грешить. Тогда бы и замаливать было нечего и некогда.

Я думаю, что Островский не ставил своей целью разоблачение таких "тихих омутов", как Катерина и подобных святош. Его целью было вывести на чистую воду жителей "тёмного царства" и их нравы. Но невольно у него получилось и то, и другое. Пьеса "Гроза" - история истинно несчастной любви.

*Стилистика и орфография истоника сохранены.


Write a comment

Comments: 13
  • #1

    Юлия Викторовна (Sunday, 29 September 2013 20:49)

    Спасибо преогромное! Хочется самой научиться создавать такие фильмы. Но не владею такими знаниями. Спасибо ещё раз.

  • #2

    roslyakova (Sunday, 06 October 2013)

    Спасибо, Инесса Николаевна! Экономите наше время, добрый ангел литературы!
    Попробую использовать Вашу презентацию по "Грозе" на уроке.

  • #3

    Наталья (Monday, 09 December 2013 17:27)

    Спасибо за ваш труд!!! Замечательные уроки, которые будут вспоминаться учениками и через много лет!

  • #4

    наталья (Thursday, 20 August 2015 17:05)

    Уважаемая Инесса Николаевна, здравствуйте. Это очень интересный ход - дать ученикам сочинение для рецензии. И сочинение очень "подходящее". Мне вот очень захотелось воспользоваться этим материалом, но у меня возник вопрос: а стоит ли для написания рецензии дать какой-либо план? Вы как поступаете? заранее спасибо.

  • #5

    Перова Инесса Николаевна (Thursday, 20 August 2015 18:27)

    Я не даю план к этой работе, он сковывает свободу выражения. Обязательно знакомимся с рецензией как видом работы, объясняю отличие рецензии от отзыва. Потом просто можно дать установочный вопрос: "Что бы вы поставили за это сочинение? Согласны ли вы с позицией ученицы? Свою позицию аргументируйте". Вот, пожалуй, и всё.
    По моему мнению, надо больше давать свободы ученикам, давать нестандартные темы сочинений, которые нельзя нигде скачать. Вот по "Герою нашего времени", кажется, по совету Долининой даю такие темы: "Печорин считает, что "счастье - это насыщенная гордость". Согласны ли вы с ним? А что для вас счастье?" Или: "Из двух друзей всегда один раб другого, по мнению героя. Согласны ли вы с ним? Что такое настоящая дружба?" Эти темы интересны ребятам, заставляют их думать, выражать свои мысли.

  • #6

    наталья (Friday, 21 August 2015 11:53)

    Спасибо, Инесса Николаевна. Мне Ваш подход близок, я рада, что не одинока во мнении, что "надо больше давать свободы ученикам, давать нестандартные темы сочинений, которые нельзя нигде скачать". Я считаю, что такой подход не только развивает учеников, но и говорит о серьезной работе учителя, его уверенности в себе как профессионале. Всего Вам доброго, Инесса Николаевна! И еще раз спасибо за интересный материал.

  • #7

    Перова Инесса Николаевна (Friday, 21 August 2015 11:58)

    Спасибо! И Вам удачи и счастливого начала учебного года!

  • #8

    Светлана Владимировна (Sunday, 20 September 2015 07:02)

    Вот это подход к уроку литературы! Браво.

  • #9

    Татьяна Викторовна (Sunday, 13 December 2015 06:12)

    Огромное спасибо Вам за интересный материал. Он позволит сделать урок более насыщенным, запоминающимся. Творческих успехов Вам!!!

  • #10

    Ольг Анатольевна (Saturday, 23 September 2017 20:14)

    Уважаемая Инесса Николаевна! Огромное Вам спасибо за материалы к урокам, за Вашу человеческую и методическую щедрость. Вы профессионал, и дай Вам сил!!!

  • #11

    Татьяна Петровна (Monday, 03 September 2018 19:25)

    Спасибо! Вы просто кладезь мудрости! Успехов Вам, талантливых и понимающих учеников!

  • #12

    Анастасия Юрьевна Сальникова (Tuesday, 16 October 2018 16:17)

    Инесса Николаевна, не устаю восхищаться вашими уроками. творческих Вам побед! Спасибо за опыт.

  • #13

    Галина (Wednesday, 25 November 2020 16:22)

    Очень благодарна Вам, Инесса Николаевна! Своим трудом Вы облегчаете работу по подготовке к урокам другим педагогам. Вы настоящий профессионал!