На этой странице вы найдёте различный материал по подготовке к ЕГЭ по литературе: презентации по теории и истории литературы, демоверсии, спецификации, кодификатор, примеры сочинений, тесты, КИМы, методические рекомендации к обучению сочинению формата ЕГЭ.
Как мне представляется система подготовки к ЕГЭ по литературе? Многие разработчики пишут, что специально готовиться к ЕГЭ по литературе не надо. Готовя материалы, я тоже пришла к такому выводу. Оказалось, что ЕГЭ по литературе, пугающий меня своей сложностью и объёмностью подготовки, оказался не так и страшен при ближайшем рассмотрении.
Во-первых, подготовка к экзамену предполагает хорошее знание текстов. Что для этого надо сделать учителю? Проводить тестовые работы на знание текста (их сейчас много в интернете), вводить в уроки тесты-презентации, которые составлены по материалам КИМов. Такие презентации вы можете найти на этой странице.
Во-вторых, это знание теории литературы. Разработчики говорят о 30 терминах, включённых в КИМы. Но знакомясь с кодификаторами, мы приходим к выводу, что терминов гораздо больше. Их можно объединить в большие темы и изучать на уроках литературы тогда, когда это рекомендуют делать составители наших программ. Конечно, перед экзаменом эти знания надо освежить. В этом помогут элективные курсы, на которых можно использовать презентации по теории литературы. Такие презентации вы также можете найти на этой странице.
В-третьих, самая каверзная и трудная часть - это мини-сочинения и полнообъёмные (мин. 200 слов). Проблемные вопросы можно включать в уроки или давать в виде индивидуальных домашних заданий с последующим их обсуждением на уроке. А вот большие сочинения надо писать в классе. При этом учащиеся не должны быть заранее предупреждены о темах сочинений. Обстановка должна быть максимально приближена к экзаменационной. И такие сочинения должны проводиться с 5 класса.
В последнее время, когда на сайте ФИПИ появился открытый банк заданий, я стала по темам создавать на основе материалов "банка" тексты проверочных работ. Они включают текст, задания к нему с
кратким ответом, 2 сочинения ограниченного объёма. Так как я учу ребят профильного класса, в котором преподавание литературы расширенное, а русского языка - профильное, то готовлю к ЕГЭ по
литературе всех. То есть все на уроках пишут эти небольшие проверочные работы, тренируясь как в заданиях на знание теории, так и в написании сочинений, ответов на проблемные вопросы. Ниже вы
найдёте тексты таких работ.
Тесты выполнены в виде презентаций с триггерами. Все они сделаны по одному типу. Каждый слайд содержит один вопрос и кнопку "Проверь себя". Кликнув по кнопке, вы получите ответ на вопрос. Эти тесты вы можете использовать как при подготовке к ЕГЭ, так и на уроках литературы, посвящённых изучению данных произведений.
Распространённая ошибка при написании сочинений в ЕГЭ по литературе - неумение структурировать работы.
Ребята, любое сочинение состоит как минимум из 3-х абзацев: вступление, основная часть, заключение. Нельзя начинать сочинение со слов: "В этой пьесе..." В какой "этой"? Надо же указать название пьесы, её автора.
В сочинении С5 должно быть достаточно развёрнутое вступление. Если у вас тема "Докажите, что роман "Герой нашего времени" психологический", то во вступлении надо написать о жанровых особенностях романа, о типах романа - социальном, философском и т.д.
Основную часть надо начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Например, "Роман М. Ю. Лермонтова" - первый психологический роман в русской литературе". Потом подбираете аргументы. Их должно быть по крайней мере два. Аргументы - это не цитаты. Это тоже положения. Чтобы их найти, надо задаться вопросом: "Что делает роман Лермонтова психологическим?" Во-первых, композиция, во-вторых, образы рассказчика, в-третьих, образ героя, который стоит в центре романа, в-четвёртых, внутренние монологи. Указав всё это, вы наберёте баллы за использование терминов, а также достаточно глубоко раскроете тему сочинения.
Ещё одни недостаток - отсутствие примеров. Примеры - это цитаты. Каждый свой аргумент подкрепляйте примерами из текста. Для этого надо учить цитаты не только из лирических произведений, но и эпических. Уж такие фразы героев, как: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник", "В мои лета не должно сметь своё суждение иметь" - надо знать дословно и цитировать без фактических ошибок. Поэтому учите и ещё раз учите.
На самом деле написать сочинения части С в ЕГЭ по литературе не так уж сложно. Главное - учить, писать, думать. К сожалению, экзамен по литературе часто выбирают ребята по непонятной причине. Может, думают: "А чем чёрт не шутит, может, сдам?" Прежде чем выбирать этот экзамен, подумайте, а знаете ли вы тексты, умете ли писать сочинения.
На этом сайте вы найдёте прекрасный материал по подготовке к ЕГЭ по литературе: словарь литературных терминов, биографии писателей, цитаты из книг, готовые сочинения, сочинения с комментариями экспертов.
Write a comment
Людмила (Friday, 06 September 2013 10:53)
Инесса Николаевна! Огромное спасибо за такой богатый материал!!! Взяла себе в копилку материал по подготовке к ЕГЭ по литературе.
Поздравляю Вас с началом нового учебного года и желаю Вам творческих успехов!!!
С уважением, Чепкасова Людмила Ивановна
Перова Инесса Николаевна (Friday, 06 September 2013 11:51)
Спасибо большое, Людмила Ивановна! Вам тоже всего хорошего, а главное - терпения!
Христина (Tuesday, 20 May 2014 20:41)
Здорово! Многое узнала - было интерессно и полезно для ЕГЭ)
ВОЛЬНОВА ТАТЬЯНА СТАНИСЛАВОВНА (Wednesday, 27 April 2016 21:14)
Инесса Николаевна, спасибо за материал, особенно за презентацию по размерам стиха. Удачи.
Перова Инесса Николаевна (Saturday, 30 April 2016 06:04)
Тесты-презентации по произведения, к сожалению, уже не соответствуют новым версиям КИМов, но всё же их можно использовать для проверки знания текстов.
Сима (Friday, 25 November 2016 00:02)
ЗДРАВСТВУЙТЕ,ИНЕССА НИКОЛАЕВНА!СПАСИБО ЗА ТЕСТЫ ! УСПЕХОВ ВАМ В ТВОРЧЕСТВЕ!
Лидия (Sunday, 06 February 2022 12:40)
Спасибо!