ИКТ на уроках русского языка и литературы

Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться. Это и презентации к урокам, и видеоклипы, и биографии писателей, и рекомендации по использованию компьютера и интерактивной доски на уроке.

На данной странице вы найдёте ссылки на другие странице сайта, посвящённые разным видам мультимедиа и их применению на уроках русского языка и литературы.


На сайте "Общественная экспертиза и оценка учебников" был подведён итог обсуждения темы "ИКТ на уроках". И вот к каким выводам пришли:

- учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое;
- с помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения;
- применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся;
- ИКТ, во-первых, как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет;
- в соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования федеральный компонент стандарта для всех ступеней обучения нацелен на комплексную реализацию личностно ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению, в том числе, и на формирование и развитие информационной культуры учащихся.
Успех обучения зависит от творческой личности учителя, от его умения
- использовать компьютерные презентации;
-использовать ИКТ как средства организации проектной деятельности школьника;
- использовать дистанционное обучение;
- проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий;
- использовать интерактивную доску;
- использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство;
- организовывать самостоятельнуюй учебно-познавательную деятельность и др.
И самое главное: используя ИКТ нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. При этом надо всегда помнить, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.


Наверное, многие используют в своей работе компьютерные презентации к урокам русского языка

Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Любую презентацию можно анимировать, с помощью анимации объяснять материал. Такие уроки предлагаю вашему вниманию. Презентации к урокам литературы.


Не всегда удовлетворяют имеющиеся в наличии учебные документальные фильмы по биографиям писателей и поэтов. Часто они даже морально устаревшие. Поэтому я создаю свои документальные фильмы Часто, каюсь, использую в них где-то найденный видеоматериал, но звук накладываю свой. Не могу сказать, что все они мне нравятся, со временем некоторые из них по разным причинам переделаю. Где-то не удовлетворяет тихий звук, что-то не очень качественно сделано, а здесь можно наложить музыку. В общем, причин много. С опытом своей работы по созданию фильмов по биографиям писателей я хочу вас познакомить.


В разделе Интегрированные проекты вы найдёте видеофильмы-исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о картинах по литературным произведениям. Ведь очень часто на уроках литературы мы рассказываем не только о литературе, но и о смежных видах искусства.


Фонохрестоматия

  1. Можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться
  2. Может даваться как иллюстрация
  3. Может даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров

Аудиозаписи на уроках русского языка

Кроме традиционных фонохрестоматий, которых собрано множество в моём кабинете, я использую аудиозаписи, созданные мной. Как правило, это я делаю на уроках русского языка. Записывается текст диктанта с помощью микрофона, можно это сделать и на два варианта с помощью мужского и женского голоса. Затем на уроке включается аудиозапись в ходе проведения работы с перфокартой, словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. В это время учитель наблюдает, чтобы учащиеся не списывали, или проверяет предыдущую работу учащихся. Такую работу можно проводить в ходе уплотнённого опроса. Например, несколько учащихся работают у доски с карточками, ещё несколько – с карточками на местах, а остальные – с аудиозаписью. Учитель в это время может направлять работу учащихся у доски. Это повышает эффективность урока, наполняемость оценок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.


Заочные экскурсии

Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы?

Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.

В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Щелыково, поэтому такие экскурсии замещают "живые".


Формы работы с компьютером на уроках русского языка и литературы

Методические рекомендации

В зависимости от того, какой вариант конфигурации компьютерного оборудования находится в кабинете:

  • Компьютер + Проектор
  • Компьютер + Принтер
  • Компьютер + Компьютеры учащихся (компьютерный класс)

При варианте «Компьютер + Принтер» учитель может:

  • Готовить к урокам дидактический раздаточный материал
  • Оформлять наглядный материал
  • Заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися
  • Создавать опорные конспекты к уроку
  • Создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся

При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире. Это

  • Возможность подачи материала в форме презентаций
  • Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала
  • Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой)
  • Проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций
  • Создавать документальные фильмы по любой теме

При варианте «Компьютерный класс»:

  • Все учащиеся могут заниматься на тренажёрах
  • Проводить индивидуальное тестирование
  • Заниматься групповой исследовательской работой
  • Создавать проекты по собственным сценариям или по сценарию учителя
  • Осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность
  • Создавать школьную библиотеку наглядных пособий

При данном варианте самостоятельность учащихся активизируется, при этом  они могут работать в индивидуальном темпе.

Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах:

  • Подготовка к уроку
  • Проведение урока
  • Внеурочная работа

При подготовке к уроку учитель может:

  • Быстро найти необходимый материал
  • Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)
  • Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона. Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)
  • Можно создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера
  • Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся)

Второй этап - проведение урока.

  • Фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным
  • Слайды могут сопровождать лекцию учителя
  • С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)

Третий этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка)

   Учитель выступает организатором творческой поисковой  и исследовательской деятельности учащихся.

   Есть опыт создания совместных проектов по лирике поэтов серебряного века. Учащиеся разбиваются на группы: художники, музыканты, чтецы - и готовят анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая создаётся не в виде сочинения, а в виде творческой работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создают анимационный ряд. Музыканты подбирают музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывают свой выбор. Чтецы добиваются как можно более точного прочтения. Потом вся работа собирается воедино, и создаётся один проект - фильм. (Рисунки сканируются и включаются в презентацию)

   Также учащиеся могут создавать документальные фильмы, заочные экскурсии, рассказы о писателях, медиасочинения, библиотеку школьных наглядных пособий, справочники, опорные конспекты.

Write a comment

Comments: 12
  • #1

    Хлынова (Saturday, 09 November 2013 19:50)

    O! У Вас новое оформление! И как только на всё время находите?! Вы - удивительный человек!

  • #2

    giacint53 (Thursday, 21 November 2013 09:32)

    Золотой Вы Человек! Огромное Вам спасибо!!! Часто использую Ваши материалы. Бесконечно признательна!

  • #3

    Галина (Wednesday, 27 November 2013 16:38)

    Прекрасный сайт!!!!!! Случайно натолкнулась и, просмотрев, пришла в восторг. Я молодой учитель и всему учусь у старших коллег. А у Вас есть чему поучиться!!!!!! Сейчас решила создать свой сайт!!!!!!! Спасибо за вдохновение!!!!!

  • #4

    Терещенко Виктория Вячеславовна (Saturday, 25 January 2014 19:06)

    Виден научный подход к систематизации информации!
    Все предельно ясно и понятно! Скоро аттестуюсь, сижу маюсь, классы сложные (дети с ОВЗ-VII вид) какие с ними результаты, конкурсы?Работаю учителем нач.кл. По ФГОС коррекционные классы отменили, а что делать детям ,учителям и родителям? В каждом общеобразовательном классе сидят 50% детей с ОВЗ и дети эмигрантов, а учить их надо по программе "2100"! Вот где ребус и кроссворд!!!

  • #5

    Евгения (Wednesday, 05 March 2014 17:44)

    Наткнулась на ваш сайт. ОГРОМНОЕ вам спасибо за то, что вы не прячете свой талант, а щедро делитесь знаниями, идеями, результатами собственной работы. И... вдохновляете на труд! Я только начинаю педагогическую деятельность, люблю творческие уроки. Хочется, чтобы наши искушенные, избалованные информацией школьники были заинтересованы. Хочется дать им качественный и интересный материал. Думаю, что ваш сайт поможет многим-многим учителям и сделает каждый урок нескучным!

  • #6

    Галина шуванова (Friday, 05 December 2014 18:22)

    Уважаемая Инесса Николаевна! Огромное спасибо за возможность сэкономить время: вашими материалами к урокам пользуюсь уже не первый год, рекомендовала ВАШ САЙТ коллегам: все кто прислушался - остались очень довольны, поэтому моя благодарность БЕЗГРАНИЧНА! Дай Бог вам здоровья и творческих сил на реализацию новых проектов!

  • #7

    Татьяна (Monday, 24 August 2015 05:01)

    ТАЛАНТ! Учитель с большой буквы! Инесса,новых Вам творческих находок.Пока есть такие учителя -есть Россия!

  • #8

    Елена (Friday, 09 October 2015 19:21)

    Инесса Николаевна!Искренне благодарю за предоставленные материалы.Вам успехов больших и маленьких.Здоровья на многие лета.

  • #9

    Анатолий (Thursday, 14 January 2016 18:03)

    Кашерный сайт!
    Я будущий программист а сейчас в школе надо представить почему на русской литературе и языке нужен компьютер но просто сказать "боды то гэто кашерно" не выйдет, а ваш сайт позволил мне улучшить не только мою программу но и литературным языком сказать что компьютер стал важнейшей частью будущих поколений и что через него можно быстрее и проще объяснить детям материал и закрепить его за один два урока.

  • #10

    Людмила (Sunday, 26 November 2017 22:36)

    Уважаемая Инесса Николаевна,не могу найти проект- презентацию Ваших учеников "Блок и Люба Менделеева" Помогите отыскать. Я его просмотрела, а сейчас нашла только конспект спектакля, а презентации нет. Заранее спасибо!

  • #11

    Лидия (Sunday, 25 March 2018 21:56)

    Уважаемая Инесса Николаевна. Хотела бы выразить огромную признательность за ваше трудолюбие и творческий подход в преподавании! Ваш сайт очень яркий, богатый очень полезным материалом. Спасибо, Вам!

  • #12

    Николай Петров (Friday, 14 September 2018 18:01)

    Абсолютно согласен с одним из комментариев. Что же делать с детьми с ОВЗ? Ведь среди них есть очень неадекватные! А родители таких детей тоже не совсем понимают проблему, ситуацию.